Google претерпела интересную метаморфозу – фактически превратилась во владельца самой себя. Юридически это выглядит следующим образом: сначала Google была преобразована в Alphabet, после чего была формально создана новая дочерняя компания под названием Google, находящаяся в полной собственности Alphabet.
Гендиректором Google назначен Сандар Пикай (Sundar Pichai), до того возглавлявший подразделение Android в должности вице-президента. Google отныне будет заниматься только поиском, рекламой, программным обеспечением, картами, Android и YouTube.
Между прочим, Alphabet теперь ничто не мешает уменьшить свою долю в Google, продав часть акций кому-нибудь (Microsoft? Apple? IBM?), а то и вовсе продать. Ну или отделить, так что Google снова станет независимой. Впрочем, не будем вдаваться в столь гипотетические рассуждения: все хорошо понимают, что Google – слишком любимое детище для нынешних гендиректора и президента Alphabet Ларри Пейджа и Сергея Брина соответственно (Эрик Шмидт становится исполнительным председателем совета директоров Alphabet).
Новая корпоративная структура позволит Alphabet активнее и эффективнее покупать новые компании и стартапы. Их коллектив и бизнес-модель можно сохранять в неизменном виде, они могут продолжать работать так же, как работали, и ощущать себя в полной мере стартапом со всей свободой телодвижений. Ранее при вхождении в состав Google стартапы приходилось адаптировать под бизнес-процессы Google, порой ломать, а иногда и закрывать, и подобная покупка всегда была психологически сложной для основателей. Теперь же все понимают, что Alphabet – это просто холдинг, коллекция фирм, своего рода инкубатор. Компания, дающая деньги и мало чего требующая взамен (кроме успешной работы).
Новая структура также позволит разношерстным компаниям, от роботов и беспилотных автомобилей до биотехнологий и дополненной реальности, работать более независимо от исторически корневого бизнеса – Google. Раньше столь разноплановые бизнесы было сложно сочетать в рамках одной компании, о чем Пейдж не раз сетовал в интервью. Теперь это будут фактически независимые компании, объединенные под общей корпоративной крышей. Alphabet станет аналогом IBM или Unilever, Google сможет сосредоточиться на том, что приносит прибыль, а Пейдж и Брин, что скрывать, смогут наконец с чистой совестью заняться всем, чем их душе угодно.
Эту мысль весьма удачно выразил известный журналист Гарри Маккракен (Harry McCracken):
Уже давно очевидно, что Пейдж не большой любитель сидеть на совещаниях и обсуждать поступательные улучшения поиска Google, Gmail или YouTube. Пейдж, создавший Google с Сергеем Брином в 1998 году, хочет покорять новые рубежи, хочет заниматься транспортом, связью и самой жизнью. Многие скептики не раз задавались вопросом: какая связь между этими вещами и миссией Google в ее классической форме? И вот теперь Пейдж, когда будет давать очередное интервью, может на полном основании отвечать: «Никакой!»
Возможно, вас также заинтересует: