Должны ли операторы беспокоиться о WhatsApp, Viber или Skype?

Новости

Time-is-money-hour-glass

Приложения Instant Messaging (IM — мгновенного обмена сообщениями) и VoIP, такие как WhatsApp, предоставляющий неограниченные  бесплатные сообщения или Viber с голосовыми и видеозвонками охватили значительную часть планеты — по крайней мере, ту ее часть, где распространены смартфоны и доступ в сеть. Общее количество отправляемых и получаемых сообщений в за день уже опережает по количеству ежедневный объем SMS. WhatsApp изменил рынок IM так же, как Skype — международную телефонную связь.

В результате масса людей по всему миру отказываются от операторских услуг с добавленной стоимостью, таких как SMS и другие. OTT-сервисы пока сдерживают натиск операторов, обеспокоенных перспективами потерять доходы с переменным успехом — всего неделю назад мы сообщали о новой инициативе Госдумы отменить подмену номера при звонке по межгороду и международной линии.

Операторы все время жалуются, что OTT-игроки бесплатно используют их сетевую инфраструктуру, которая стоит миллиарды долларов. Аналитики подсчитывают упущенные доходы от сервиса SMS, называя астрономические суммы, однако это вряд ли реальный взгляд на вещи.

Все больше людей по всему миру начинают использовать  OTT-приложения, использующие передачу данных, чтобы экономить на звонках и сообщениях. Однако стоит ли так переживать операторам?

Несмотря на то, что звонки через Skype, Viber и другие подобные сервисы, могут обходиться в разы дешевле (неверно называть их бесплатными — ведь пользователь все равно тратит дата-трафик), качество их зачастую соответствует этой стоимости. Постоянные обрывы связи, проблемы с адекватной передачей звуков и тембра речи — отнюдь не редкость при таких звонках.

Несмотря на бурное развитие  4G-сетей, они пока охватывают едва ли единицы процентов пользователей в России. А 3G-сети далеко не всегда и не везде могут похвастаться достаточной скоростью и толщиной канала, чтобы достойно обеспечивать казалось бы невеликие потребности VoIP.

Фактически беспокойство операторов связи вызвано смещением фокуса потребительского внимания. Они боятся в конечном итоге так и остаться операторами «тупой трубы».

Некоторые операторы не используют административный ресурс, понимая что пользователей не заставишь платить деньги по указке, а разрабатывают собственные IM-приложения. 

Так индийская Bharti Airtel и SoftBank уже совместно разработали IM приложение под названием Hike, которое будет конкурировать с WhatsApp, Viber, Line и WeChat. С апреля Hike начала предлагать неограниченные бесплатные SMS для пользователей приложения.

Несмотря на все опасения операторов о недополученных прибылях, пока не слышно ни об одном крупном поглощении каким-либо телеком-гигантом IM- или VoIP-сервиса. И те растут все больше, наращивая эффект масштаба.

Операторам давно пора понять: мир изменился, эйфория от обладания мобильным телефоном сменилась привычкой и клиентам стоит давать то, за что они — явно или неявно — готовы платить. Ограничения по ОТТ-трафику лишь породят новые решения вроде FireChat, но добавят ни значительных доходов, ни что главнее при нынешней конкуренции — лояльности.

Должны ли операторы беспокоиться о WhatsApp, Viber или Skype? by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.