Отчего падает капитализация телеком-гигантов в России?

Аналитика

новости

Начиная с 1999 года, капитализация телеком-операторов и медиакомпаний выросла более чем в 38 раз — с $3,05 млрд до $113,47 млрд на конец 2013. В 1999 их было лишь 9 — Вымпелком, а также Ростелеком и 7 МРК. Сейчас компаний столько же, однако радикально изменился их состав — МРК объединены с Ростелекомом, и в эту группу добавились МТС, АФК Система, СТС Медиа, РБК, Mail.Ru Group, Яндекс и МегаФон.

В 1999 году 43% капитализации было за Ростелекомом, сейчас доли тоже изменились — у МТС — 20%, Vimpelcom Ltd, выросшая из Вымпелкома — 20%, Мегафон — 18%.

Однако с начала 2014 года показатель капитализации рухнул на 26% — до $83,5 млрд. Это ниже даже показателя 2012 года на 4%.

Капитализация складывается из ежегодно получаемой прибыли компаний, основного и оборотного капитала, а также рыночной стоимости акций. Учитывая, что прибыли и обороты в основном по отрасли не претерпели кардинальных изменений, виной такого падения стал отчасти рост обменного курса доллара и ухудшение макроэкономических ожиданий на фоне увеличения рисков из-за политической ситуации.

Крупный телекоммуникационный бизнес всегда сопряжен с огромными капитальными затратами на развитие сетей, а значит — с привлечением стороннего финансирования. Именно ограничение стороннего финансирования заставляет искать другие источники — и вот, к примеру, Vimpelcom сокращает дивиденды в 20 раз, что в свою очередь ведет к падению биржевых котировок.

Помимо этого, все заметнее процесс уменьшения темпов роста в телекоме — перспективные в плане скорого извлечения прибыли рынки практически насыщены. Например проникновение сотовой связи уже сейчас превышает население на 85% за счет использования нескольких сим-карт отдельными абонентами.

Попытки повысить выручку (а с ними и капитализацию) через увеличение количества продаваемых услуг не приводят к желаемым результатам — на фоне высокой конкуренции, больший объем услуг продается абонентам за те же деньги. Абоненты тут безусловно в выигрыше.

Однако, если в сегменте B2C не ожидается заметных сдвигов, несмотря на все риски, то более доходные корпоративные абоненты могут начать сокращать расходы на телеком-услуги, а то и вовсе — сокращаться сами, выбывая из бизнеса.

На фоне останавливающего рост рынка и текущих финансовых обязательств, телеком-операторы в ближайшем будущем могут встретить проблемы с развитием сетей, которого от них справедливо ожидают абоненты.

Отчего падает капитализация телеком-гигантов в России? by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.