Под давлением: что делать малым и средним провайдерам на рынке с крупными игроками?

Аналитика
Under Pressure

Эксперты iKS-Consulting говорят о том, что почти 80% российского рынка телекоммуникаций формирует «Большая четверка» (ОАО «Ростелеком», ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон»). Они совместно контролируют по доходам 58% рынка широкополосного доступа в Интернет и 38% рынка платного ТВ.

Доля локальных операторов уменьшается год от года. В 2013 году выдано всего 4’465 новых лицензий на осуществление деятельности в области электросвязи и телерадиовещания. Это в 1,3 раза меньше, чем в 2012 году и в 1,6 раза меньше, чем в 2011 году, когда обладателями разрешительных документов стали 7’170 операторов. Количество действующих лицензий за 2013 год сократилось на 6% или почти на 2’000.

Виной этим процессам как слияния и поглощения, так и вытеснение с рынка за счет бОльших финансовых возможностей у лидеров индустрии, которые могут позволить себе долгий возврат инвестиций.

По мнению некоторых экспертов, к 2015 году локальные операторы станут неинтересны крупным операторам как объект инвестиций — из-за технологического отставания и возрастающих рисков при встраивании их в текущую инфраструктуру крупных игроков. Абоненты в свою очередь будут страдать от несовременных услуг и невозможности ценовой конкуренции с крупными сетями.

Какие сценарии развития позиций независимых операторов возможны?

Развитие в одиночку. В данном варианте эффективность бизнеса, будет снижаться под давлением крупных игроков, однако кэш-машина, какой является любой провайдер с приемлемыми показателями эффективности, может «доиться» до последнего при соблюдении баланса между прибылью и стоимостью поддержания актива в рабочем состоянии.

Объединение с другими малыми провайдерами. Затруднено в силу необходимости создания единого бренда и стандартизованных услуг в пределах среднего или крупного города, а кроме того — необходимости договориться всем участникам процесса  о разделении ресурсов и доходов.

Привлечение стратегического или портфельного инвестора. Сценарий маловероятен из-за низкой привлекательности бизнеса, отстающего от современных тенденций. И всё же при успешной реализации позволит получить определенные финансовые ресурсы, но приведет к частичной потере контроля над собственным бизнесом.

Следующий вариант – продажа бизнеса игрокам, ведущим активную M&A деятельность, который позволяет выйти из бизнеса, но потребует высокого качества продаваемых активов для получения адекватной цены.

И в завершении выигрышный, но не столь очевидный сценарий – стратегическое партнерство с федеральным игроком на условиях франшизы.

Данная партнерская программа направлена на развитие операторского бизнеса обеих сторон. Незавсимый оператор получает уникальную возможность использовать ресурсы и сервисы ранее доступные только крупным игрокам телеком-рынка.

Операторская франшиза — это:

  • В первую очередь права на использование известного бренда федерального оператора;
  • Рекламная поддержка — возможность использования креативных рамок и федеральных инициатив, разработанных профессиональными агентствами;
  • Существенное снижение себестоимости услуг локального оператора в части интернет-трафика и ТВ-контента.
  • Работа по операторской франшизе позволяет локальному игроку внедрить лучшие практики на рынке телекоммуникаций, повысить лояльность и спрос клиентов, снизить себестоимость услуг, увеличить прибыль и при этом сохранить независимость и полный контроль своего бизнеса.
  • Федеральный оператор, в свою очередь, получает дополнительную выручку от франшизы и распространение бренда на широкий охват территории.

Таким образом данный сценарий позволяет обоим игрокам достигать стратегических целей, совместно выгодно и плодотворно развивать свой бизнес на телекоммуникационном рынке без потерь со стороны независимых операторов.

Под давлением: что делать малым и средним провайдерам на рынке с крупными игроками? by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.