
«Каждые два года Ernst&Young проводит исследование, посвященное телекоммуникационному сектору, в котором мы пытаемся осветить основные риски, стоящие перед компаниями отрасли связи. Кроме того, мы говорим о том, как эти риски можно преодолеть. В качестве введения: риски делятся на финансовые, связанные с законодательством, а также стратегические и операционные. В целом, в мире отрасль связи неплохо справляется с текущей ситуацией.
Изучив динамику роста ВВП и доходов компаний отрасли связи в Европе, мы увидим, что волатильность сглажена. Прогноз рентабельности – тоже неплохой: 15-20% в зависимости от страны. Достаточно высока рентабельность операторов в Азии. Своевременные инвестиции американских операторов, а также распространение смартфонов дают инвесторам основания полагать, что телеком и в этой стране будет успешно развиваться, осваивая новые типы сервисов и услуг. Тем не менее, есть другая сторона медали. Ежегодный объем поставок смартфонов растет в геометрической прогрессии.
Доходы от голосового трафика если не падают, то уж точно не растут. Доходы от мобильного интернет-трафика, напротив, будут расти неуклонно. Голосовой трафик переходит в IP, в какой-то момент операторы связи будут просто передавать данные. Что это значит с точки зрения рисков? С точки зрения рисков это значит, что нужны новые вложения в инфраструктуру. И отсюда, так или иначе, вырастают и прочие риски. Инфраструктуру нужно развивать. Но за чей счет? Как эти инвестиции возвращать? На эти вопросы мы пытаемся ответить.
Итак, первый риск – неспособность переориентироваться с голосового трафика на трафик данных. Имеется в виду, что услуги, которые операторы связи продают, должны каким-то образом монетизироваться. Если сейчас политика удержания клиента строится на снижении цен, то в будущем операторам придется адаптировать услуги, которые уже существуют на рынке, и извлекать из них дополнительную прибыль.
Второй риск – это отсутствие монополии на абонента. На протяжении нескольких лет этот риск мы называли ключевым. Мы ежедневно пользуемся услугами операторов связи, и качество этих услуг воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Операторы невидимы для клиентов, и, таким образом, лояльность к отдельным брендам снижается.
Третий риск – это отсутствие рентабельности инвестиций. Все понимают, что нужно инвестировать в новые технологии, но всем жалко инвестировать, потому что не совсем понятно, как отбивать эти вложения. Всем страшно инвестировать, потому что технологии все время меняются: только вышел стандарт 3G, как уже пора браться за 4G. Успеют ли операторы отбить инвестиции, пока технологический ландшафт не изменится таким образом, что нужно будет инвестировать повторно? Отсутствие уверенности в рентабельности инвестиций, безусловно, представляет риск для компаний.
Четвертый риск – это недостаток информации при образовании высокого спроса на стоимость, отсутствие бизнес-аналитики. Сейчас операторы собирают огромное количество информации о клиентах. Больше, чем когда-либо. Но эти данные не всегда структурированы, не всегда ими правильным образом можно пользоваться. Существуют дополнительные продукты, которые так или иначе помогают операторам связи консолидировать, анализировать информацию. И все равно извлекать из нее прибыль пока не всегда представляется возможным.
Пятый риск – это неопределенность позиции регуляторов по отношению к новым рыночным структурам. Это – глобальный риск. Хотя регуляторы начинают более тесно сотрудничать с операторами, и этот риск, таким образом, минимизируется, он все же будет присутствовать, пока технический ландшафт меняется. Все-таки регулирование очень часто отстает от технического развития. Далее – коротко.
Шестой риск – неспособность использования развития новых видов связи. Бизнес-модели должны адаптироваться к новым сценариям создания услуг. Следует задуматься о перспективе направления развития бизнеса. Седьмой риск – отсутствие четкой стратегии. Восьмой – неспособность определить метрики действия. Девятый риск – это риск, связанный с конфиденциальностью данных (с точки зрения абонентов). Наконец, десятый риск – негибкая организационная структура операторов».
Несмотря на то, что этот доклад Михаил читал ровно год назад на мероприятии ИД Коммерсант, актуальность его на сто процентов сохраняется и сейчас.
Возможно, вас также заинтересует: