Слияния и поглощения в российском телекоме – обзор 2013 года и тенденции 2014

Аналитика
Telecommunications-e1384420466532-450x230[1]

Суммарный объем сделок M&A в телекоммуникациях в 2013 составил  $4 987.4 млн., согласно ИА AK&M. Этот показатель лишь на 3.2% меньше, в 2012 году ($5153.9 млн.). Количество самих сделок не первый год стремится к уменьшению – если в 2011 году было 39 слияний/поглощений,  то в 2012 – лишь 18, а в 2013 – всего 15.

Крупнейшие сделки непосредственно связаны с «Tele2 Россия»: в апреле компанию купил ВТБ за $3.55 млрд., а в октябре 50% ее акций продано группе инвесторов всего за $1.26 млрд.

На фоне общей ситуации на рынке, уменьшение сделок по слияниям и поглощениям вполне объяснимо.


Рост рынка широкополосного доступа в интернет упал до уровня примерно 10% ( в 2012 он вырос на 13%,а  в 2011 – на 20%). Города-миллионники поделены рынком почти до конца. Возможность развивать рынок остается лишь при условии охвата сравнительно малых и удаленных населенных пунктов, что под силу лишь крупным провайдерам с мощными инвестиционными возможностями.

Доля владельцев смартфонов в России, которые использовали бы их для выхода во всемирную сеть, выросла на 14% по сравнению с прошлым годом и составила 81% .  Однако при этом, доля пользователей смартфонов, которые пользуются интернетом от сотовых операторов упала с 71% до 59%.  Таким образом, доля пользователей мобильного ШПД осталась по-прежнему на уровне около 50%. Рост количества любителей посидеть в интернете со смартфона произошел за счет WiFi-подключений. Видна отчетливая тенденция ухода трафика в mobile при сохранении лояльности проводным провайдерам, предоставляющим WiFi в домохозяйствах или общественных местах

Показатели проникновения мобильной связи – более 166%, рынок платного телевидения и ШПД также практически насыщен, если оставить за кадром малонаселенные и труднодоступные места (где эти услуги так или иначе тоже присутствуют, но без конкурентного разнообразия крупных городов).

Лояльность существующей абонентской базы и повышение ARPU – основные тренды в условиях отсутствия пространства для маневров экстенсивного развития. Это означает расширение предлагаемых услуг и именно в эту сторону могут быть направлены усилия по слияниям в телекоме.

Повышению конкуренции за мобильных абонентов способствует введение MNP  и надвигающееся слияние мобильных активов Ростелекома с Теле 2. Превращение «большой тройки» в полноценную «большую четверку» может вызвать существенные подвижки на рынке.

Другое перспективное направление M&A — непрофильные активы для ухода от «тупой трубы» — интеграция телекоммуникаций, ритейла, медиа и финансов, для предоставления конвергентных услуг. В эту сторону сейчас широко шагают МГТС (стремящийся стать мультисервисным оператором) и Ростелеком (развивающий партнерство с медиа-холдингами).

Поглощения на рынке ШПД, активизировавшиеся в 2012-13 годах идут на спад. Это связано как с падением интереса операторов к такому способу развития (из-за трудностей интеграции сетей и долговременного характера возврата инвестиций), так и с тем, что значимые независимые активы на рынке практически закончились. А те, что еще остались, либо попросту не желают продаваться, спокойно получая операционную прибыль, либо завышают стоимость таких сделок

Слияния и поглощения в российском телекоме – обзор 2013 года и тенденции 2014 by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.