Депутаты работают вместо Минкомсвязи?

Аналитика

gosduma

Похоже, Министерство связи и массовых коммуникаций как орган, отвечающий в России за развитие и регулирование телекоммуникационного рынка, уже перестаёт таковым восприниматься игроками этой отрасли, считающих работу этого органа не очень эффективной. Причины такого  восприятия могут быть разные, но, несомненно, многое зависит от руководителя министерства, от отношения к нему и к ведомству в целом.

12 ноября Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О связи», предложенные несколькими депутатами во главе с Сергеем Железняком и Леонидом Левиным. Несмотря на возражения операторов и правительства, депутаты желают использовать экономические санкции для сотовых операторов, которые не обеспечат выполнения с 1 декабря 2013 года  услуги переноса номера (MNP).

Через несколько дней появляется информация о внесении в Госдуму «параллельного» (есть ещё предложения по изменению ФЗ «О связи», подготовленные Минкомсвязи) законопроекта о «совместном использовании радиочастот», который был представлен сенатором Русланом Гаттаровым.

Эти сообщения (на фоне ухода двух чиновников Минкомсвязи — советника, ранее зам.министра, Д.Свердлова и, потенциального кандидата на его место, Э.Разроева) можно воспринимать и как поиск более эффективного способа внесения необходимых изменений в отраслевое законодательство, и как демонстрацию того, что депутаты лучше знают, что надо делать.

«Эффективность» привлечения того же Гаттарова выразилась в том, что было потрачено меньшее время на путь от «идеи», от подготовки законопроекта и до попадания в Госдуму. В отличие от Минкомсвязи, которое с прошлого года готово пересмотреть то один, то другой НПА, было настроено капитально отредактировать ФЗ «О связи», но, в итоге, за время работы новой команды, во главе с молодым министром,  сделано меньше, чем ожидали «связисты».

Казалось бы, какая разница кто готовит и вносит законопроекты — депутаты или правительство? Но какова тогда роль отраслевого министерства, если его начинают подменять в инициации регулирующих предложений?

Вернёмся к совместному использованию частотного ресурса. Минкомсвязи вроде не упрекнёшь в бездействии, там заверяют, что «соответствующие поправки к закону «О связи» проходят согласование в профильных ведомствах». Будет интересно, какой же из двух законопроектов будет всё-таки быстрее рассмотрен Государственной Думой.

Гаттаров, который понятное дело использует подобные ситуации и для собственного пиара, ссылается на то, что принятие данных изменений позволит решить нехватку частот. Да, конечно, «шаринг» частот лишним не будет и «общих частот» на какое-то время хватит, но сказав «а», необходимо сказать и «б». Последние несколько месяцев от Минкомсвязи ничего не слышно про ход конверсии частот, которая и должна была увеличить «частотные» возможности операторов. Прошло уже полтора года после конкурса, на котором крупнейшим операторам «подарили» частоты в обмен на обещание заниматься конверсией. Провалили и это направление? Да, по «бумажкам» что-то делается, но при этом не видно, что -операторы (кроме «МегаФона») значительно ускорились в направлении запуска сетей 4-го поколения. Операторские пресс-релизы о включении LTE в регионах часто не содержат детальной информации о размере покрытия, поэтому можно предположить, что среди них есть запуски и по «минимальному варианту», для защиты лицензий.

На нынешнем этапе, «большой тройке» в получении «лёгких» частот помогает «Союз LTE» (см. «Поиск частот для сетей LTE в России»), который провёл успешные переговоры с владельцами уже используемых в сетях WiMAX и MMDS частот об их освобождении. Но этот ресурс не такой большой и не во всех регионах.

Между тем, есть частотный ресурс, с помощью которого развитие сетей LTE в России можно было бы реализовать более системно. Уже продолжительное время в России не могут разрешить развёртывания сетей LTE1800 (диапазон, ставший весьма популярным при запуске сетей 4-го поколения на многих континентах), «тормозится» всё на уровне ГКРЧ, которую возглавляет министр связи. Не помогает даже поддержка президента (см. «LTE1800 в России. Путин: «рассмотреть и поддержать»»).

«Необходимость» совместного использования частот породили итоги конкурса, проходившем в 2012 году, когда «тупое» (по другому не скажешь) деление ресурса «поровну на всех» породило такой вариант, как: каждому — по 2х7,5 МГц. «Проклятые буржуи» казалось бы придумали разные варианты рабочих полос для сетей LTE: тут и 1,4 МГц, и 3 МГц, и 5, и 10, и даже 20 МГц. А 7,5 МГц нет такого варианта, вот и задумались и операторы, и регулятор:  «что же нам делать с тем, что мы натворили…»

После описания всего этого, невозможно без улыбки читать сообщение на сайте Минкомсвязи про участие в форуме «День ИКТ России», проходящем в США, на котором «российские участники расскажут о развитии ИТ-индустрии и достижениях страны в сферах электронного правительства, об использовании облачных технологий в госсекторе, о проникновении широкополосного доступа в интернет и о развитии навыков использования информационных технологий у населения«.

Многие знают текущее положение дел у себя в компаниях и как-то с трудом верится, что «… к 2015 году Россия должна войти в двадцатку ведущих стран мира в области развития информационного общества, а по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы занять не ниже десятого места.«

«Пятилетку» за один год? В ситуации, когда изменения-то в законодательстве целый год не могут рассмотреть? Вот не верится и всё. Разве у основных игроков телеком-рынка есть планы и возможность для повторения «догоним и перегоним»? Что-то не слышно и не видно грандиозных свершений на том же рынке LTE-сетей, в отличие от США, куда поехали наши чиновники для «обмена международным опытом в сферах информационно-коммуникационных технологий».

Какой смысл рассуждать о «повышении позиций России в международных ИКТ-рейтингах», если тот же Apple вносит в свой список стран и операторов, поддерживающих работу iPhone и iPad в сетях LTE, государства, с некоторыми из которых было бы смешно сравнивать Россию в любой другой ситуации. На сегодняшний день, в нём, среди почти четырёх десятков стран, находящихся в разных частях мира, нет Российской Федерации.

Процитирую министра связи: «Очевидно, что для населенного пункта с 1,5 тыс. жителей присутствие всех четырех или пяти операторов связи – это беспочвенная трата денег. Должна быть одна базовая станция, одна антенна, через которую работают все операторы. Такое оборудование сегодня есть, нужно просто убрать все административные барьеры. Тогда все обременения можно будет разделить на несколько операторов».

Красиво сказано, но «обременения» остаются, а задача уменьшения или устранения «цифрового неравенства» в каком-то селе решается и приходом одного или двух операторов, а не просто возможностью присутствия «всех» на одной базовой станции. Почему-то в других странах над задачей «появления сетей LTE в максимальном количестве населенных пунктов» думают перед проведением аукциона или конкурса, а не после него (примеры — Германия, Бельгия и др.). Или этот вопрос решается в основном за счёт конкуренции, как в США или в Великобритании.

И вместо того, чтобы думать и двигаться эволюционным путём, в Минкомсвязи будут спасать своё реноме уже революционным способом. «Российская революция в сфере ИКТ состоится именно за счет системного покрытия услугами ШПД городов и поселков с населением от 500 человек в течение ближайших лет», — сказал глава Минкомсвязи России на мероприятии «День ИКТ России», который прошел в штаб-квартире Всемирного банка в США.

Депутаты работают вместо Минкомсвязи? by

Возможно, вас также заинтересует:

  • Иван Зимин

    Толкать глупые законы много ума не надо. Следующим шагом депутаты наверное предложат наказывать рублём операторов электронной почты и интернет-мессенджеров, не обеспечивающих клиентам переход между операторами с сохранением адреса. Хорошее дело госдурой не назовут.

    • Иван Зимин

      Вспомнил, что законы специально пишутся так, чтобы не нарушать их было невозможно. Например закон о запрете вдыхания кислорода и выдыхания углекислого гада. Тогда можно быть уверенным, что компромат (возможность надавить, отнять или закрыть) есть на любого.

При копировании материалов ссылка обязательна.