Проехать по миру с Wi-Fi

Аналитика
Проехать по миру с Wi-Fi

Современный ритм жизни требует от человека постоянного пребывания в режиме «он-лайн». Развиваются социальные сети и зависимость от них, необходимость ежечасно проверять почту и следить за мировыми новостями рождает потребность в высокоскоростном мобильном Интернет-доступе в любом месте и в любое время. Тем более, что в мире наблюдается стремительный рост проникновения и удешевление устройств, поддерживающих различные технологии. На помощь здесь приходит либо связь третьего и четвертого поколений, либо . Это создает благоприятные условия для становления рынка услуг беспроводного доступа в Интернет на транспорте. Аналитики J’son & Partners Consulting решили выяснить, как в мире обстоят дела с Wi-Fi на крыльях и колесах.


Идея обеспечить ШПД пассажиров различных транспортных средств лежит на поверхности. Ведь любое путешествие – это оправданное безделье, когда возможность «посидеть» в Интернете оказывается как нельзя кстати. Тем более, что в транспорте может одновременно находиться заведомо ограниченное число пользователей (опустим периоды часа-пик, в этот момент пассажирам не до Интернета), а значит не возникнет возникнет ситуация, когда на одну точку доступа набрасывается толпа изголодавшихся по Сети, так что скорость в устройстве каждого оказывается близкой к нулю. А раз есть спрос, то предложение обязательно появится, ведь операторы не упускают возможности заработать.

Хотя с заработком все не так-то просто. Установить систему оказывается легче, чем придумать, как получить за это деньги. На сегодняшний день связисты нашли три возможных решения этой проблемы. Самый простой способ – взимать плату непосредственно с абонента. Такая модель пользуется популярностью у операторов, которые организуют Wi-Fi-доступ в транспорте дальнего следования. Другой вариант – воспользоваться спонсорской бизнес-моделью. В это случае оператор демонстрирует небывалую щедрость и не берет денег с абонентов за свои услуги. Но за это транспортное средство украшается  рекламными плакатами, а первое, что видит пользователь, заходя в сеть, — это страница оператора. В этом случае вложения оператора смогут компенсировать новые клиенты, которые появится у компании благодаря таким нехитрым действиям. Есть и упрощенный вариант этой же модели: оператору платит транспортная компания, ведь количество пассажиров резко увеличивается. Третий путь представляет собой совмещение двух предыдущих: бесплатный доступ есть лишь у части пассажиров (бизнес-класс, например), или оператор улучшает качество сервиса (увеличивает скорость или продлевает время) за отдельную плату.

Для того чтобы организовать Wi-Fi доступ на борту, оператору необходимо установить в транспортном средстве модем с функцией роутера, который соединяется с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX либо с использованием спутникового канала. То есть технически можно вайфаизировать любой вид транспорта. Операторы, однако, проще работать с городским пассажирским транспортом: в городе инфраструктура 3G/4G развита лучше, что помогает уменьшить затраты. Правда платный доступ здесь не организуешь – такая услуга едва ли будет пользоваться спросом, поэтому операторы чаще всего используют спонсорскую бизнес-модель.

С дальнемагистральными перевозками все намного сложнее. Здесь операторам придется вложиться в развитие наземной инфраструктуры либо спутникового оборудования. Причем это самое оборудование должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что существенно увеличивает его конечную стоимость. Но зато здесь можно смело собирать дань с пассажиров, тем более что покрытие сетей 3G/4G является довольно слабым, так что иного выхода в сеть у абонентов нет.

Как правило, пропускная способность внешнего канала является весьма ограниченной – около 2-4 Мбит/с, так что операторы не могут предложить пассажирам что-то большее, чем простой веб-серфинг, социальные сети и работу с электронной почтой. Но исследования показывают, что это именно то, что нужно абонентам. Например, большинство пользователей (больше 80%) испанского оператора GOWEX используют Wi-Fi для входа в социальные сети.

Наиболее популярные приложения среди пользователей сети Wi-Fi

В целом, статистика показывает, что транспортные Wi-Fi-проекты никогда не достигают уровня окупаемости. По данным J’son & Partners Consulting, платными Интернет-услугами пользуются не более 1% европейских пассажиров.

прноникновение платного и бесплатного Wi-Fi

Непростые отношения складываются между технологиями Wi-Fi и 3G/4G. С одной стороны, услуги мобильного интернета проще монетизировать, да и передавать с их помощью можно не только данные, но и голос. С другой, в условиях загруженности мировых сетей третьего и четвертого поколений Wi-Fi отводится достаточно почетная роль – эти сети должны взять часть трафика на себя. По прогнозам Informa Telecom & Media, в ближайший год на хот-споты на транспорте придется 15,8% разгруженного трафика сетей 3G, — столько же, сколько и на хот-споты в кафе и ресторанах. В целом тенденция дальнейшего увеличения разгрузки мобильного трафика за счет сетей Wi-Fi будет лишь нарастать, достигнув к 2017 году уровня 46%. Это положительным образом скажется на росте рынка Wi-Fi, в том числе и на транспорте.

Анализируя процесс развития Wi-Fi-проектов в мире, эксперты пришли к выводу, что, активнее всего интернетизируется железнодорожный транспорт, хотя именно здесь требуются самые масштабные инвестиции. Что же касается стоимости этих услуг, то здесь выяснились неожиданные факты: российский Wi-FI-доступ, организованный «МегаФоном», оказывается самым дешевым в Европе. Правда следует отметить, что Wi-Fi от «МегаФона» — удовольствие для избранных, ведь пользоваться им могут только пассажиры поездов «Аллегро» и «Сапсан».

Стоимость Wi-Fi на ждВообще же, развитием транспортного Wi-Fi в России занимаются все операторы «большой тройки», которые негласно поделили сферы влияния. «МегаФон» сосредоточился на железных дорогах – здесь проще всего «отбить» вложенные деньги. «Заодно» оператор развивает сопутствующую инфраструктуру и занимается ликвидацией «белых пятен» в своей сети 3G. «ВымпелКом» предпочитает городской общественный транспорт и спонсорскую бизнес-модель. МТС развивает Wi-Fi как на железнодорожном, так и на городском транспорте, причем реализует и коммерческую, и рекламную модели.

В стороне от массовой вайфаизации пока отстаются метрополитены обеих российских столиц (об остальных городах и говорить нечего), пассажиры которых все еще ждут если уж не Интернет-доступа, то хотя бы стабильной сотовой связи. У московской «подземки», вроде бы, обозначились перспективы: в конце июля 2013 г. победителем аукциона на строительство и эксплуатацию сети Wi-Fi стала компания «Максима Телеком», которая планирует окупить проект за счет рекламы. Пока же москвичи привычно спускаются в метро с книгами и журналами.

Проехать по миру с Wi-Fi by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.