Второй DPI для «Ростелекома»

Аналитика
Ростелеком проанализирует трафик

На сайте госзакупок появилась заявка от компании «Ростелеком». Национальный оператор собирается внедрить систему контроля и управления услугами мобильной передачи данных – . Начальная цена конкурса — 1,1 млрд рублей, все работы по проекту должны быть закончены к 30 апреля 2014 года.

Заинтересованность «Ростелекома» в DPI вполне понятна и объяснима. Система, не смотря на серьезное количество нулей в графе «стоимость», приобретает все большую популярность у операторов. Судя отзывам и комментариям экспертов, это настоящая шайтан-машина, которая умеет делать то, что иным системам пока не под силу.


- «В отличие от стандартных механизмов классификации трафика, встроенных в распространенные маршрутизаторы, и основанных на данных, содержащихся в заголовках 3-4 уровней OSI модели (IP,TCP/UDP) системы DPI обладают возможностями распознавать отдельные сетевые приложения (YouTube, P2P, Instant Messaging, Browsing и т.д.)», — пояснил системный инженер Cisco Systems Денис Коденцев.

Эти технические особенности позволяют решать целый комплекс задач. С одной стороны, система может послужить маркетологам компании-оператора.

- «С помощью этой технологии возможно получение детальной статистики о пользователях (тип/приложение трафика, доля использования в общем объеме и т.д), проработка тарифных планов на базе полученной статистики, а также управление трафиком пользователей/приложений в соответствии с тарифной политикой», — рассказывает руководитель сетевого направления компании Netwell Илья Коваленко.

С другой, DPI помогает решить вопросы безопасности в Сети.

- «При помощи DPI можно обнаруживать и удалять вирусы из трафика абонентов, определять какое приложение было источником трафика и принимать различные меры (блокировать трафик или изменять его приоритет). Также DPI используется для контроля утечек данных в крупных компаниях и построения детальной статистики по видам трафика для каждого пользователя», — поясняет руководитель направления платформ дополнительных операторских сервисов (VAS) компании CTI Андрей Федоров.

Однако в последнее время слово «блокировка» у всех причастных к интернет-индустрии все чаще ассоциируется с реализацией «антипиратского закона» и закона «О защите детей от информации». DPI как раз и помогает отделять правых от виноватых и «закрывать» ресурсы точечно, ведь, по словам Андрея Федорова, «система дает «возможность блокировки не только IP адресов сайтов, но и URL».

«Большая тройка» уже давно освоила сие техническое достижение, в стороне от прогресса остававлся только «Ростелеком». Например, МТС установила данную систему еще в 2010 году.

- «Внедрение платформы позволило МТС предложить мобильным  абонентам безлимитные интернет-тарифы, ориентированные на различные профили использования передачи данных, внедрить услугу, снимающую все скоростные ограничения на интернет-опциях, и сервис фильтрации «Родительский контроль», который защищает детей в интернете от вредоносного контента. Кроме того, платформа фильтрации DPI входит в состав системы, которая используется для исполнения требований российского законодательства по ограничению доступа всех абонентов к противоправному контенту в интернете», — пояснила представитель пресс-службы МТС Ирина Агаркова.

«МегаФон» и «Билайн» также используют это достижение мысли и техники: первый с 2009, второй – с 2011 года. Задачи, которые операторы решают с помощью данной системы, в принципе, схожи.

Хотя едва ли можно говорить о том, что «Ростелеком» так уж отстал от своих коллег.

- «Ростелеком» развернул пилотную зону системы  DPI для фиксированной связи на Урале. По результатам эксплуатации пилотного проекта будет принято решение о ее дальнейшем масштабировании», — говорит представитель компании Ирина Жаброва.

А еще в этой связи можно припомнить захватывающую детективную историю двухлетней давности. В 2011 году компания Allot Communications, являющаяся одним из лидеров среди производителей оборудования под DPI, объявила о том, что ее выручка выросла на 37% по сравнению с показателями предыдущего года. В этом ей очень помогли новые контакты, один из которых был заключен с «Ростелекомом». При этом Allot сообщили, что некий российский оператор фиксированной и мобильной связи, имеющий более 25 млн пользователей развернул платформу Allot Service Gateway Sigma. Под это скупое описание (список клиентов вендора, естественно, является закрытой информацией) подходят только операторы «большой тройки» и «Ростелеком». У первых, однако, в 2011 году было значительно больше абонентов, а вот «национальный чемпион» еще не приплюсовал к своим показателям абонентские базы приобретенных «дочек». Пасьянс, таким образом, сошелся. Не исключено, что уральское оборудование и есть то самое, которое «неизвестный» оператор приобрел в 2011 году.

В документах, опубликованных на сайте госзакупок, указано, что оператор собирается внедрить систему контроля и управления услугами мобильной передачи данных. Эксперты пояснили, что именно мобильные операторы чаще всего используют DPI.

- «DPI особенно востребована у операторов мобильного ШПД, в силу более стесненных ресурсов, по сравнению с фиксированным ШПД, где более популярны пакеты с отсутствием каких-либо ограничений. Крупные фиксированные сети ШПД редко бывают гомогенными, как в плане используемого оборудования, так и в плане стандарта. Поэтому внедрение DPI на них осложнено в принципе», — объясняет заместитель директора департамента оборудования для опорных сетей компании Huawei в России Павел Крылов.

Однако формулировка «стесненные ресурсы» едва ли может быть применена к «Ростелекому». «На совести» национального оператора не только мобильные сети, но и фиксированный ШПД. В условиях постоянно расширяющегося списка «запрещенной» в России информации крупный оператор обязательно должен уметь «точечно» блокировать ресурсы — интернет-сообщество не устает считать сайты, которые «нечаянно» закрыли вместе с соседями по IP.

Но техника летит впереди времени: эксперты говорят, что решения DPI могут применяться как в мобильных сетях, так и у фиксированных операторов.

- «Устройства DPI для фиксированной и мобильной связи  - это одни и те же устройства. Меняются только подсистемы сопряжения, в виду разных протоколов взаимодействия. У операторов мобильной связи очень много специфичных протоколов и требований, которые должны поддерживать устройства, но не смотря на это – физически это одни и те же устройства с включенной или выключенной функциональностью. Возможность использования одного и того же устройства конечно же существует. Никто не мешает докупить необходимые электронные ключи или дополнительные подсистемы», — рассказывает Илья Коваленко.

- «Установка различных DPI систем для проводной и мобильной связи не требуется – как правило все современные системы DPI и обладают всем необходимым функционалом для реализации сервисов как для мобильных, так и проводных абонентов», — подтверждает Денис Коденцев.

В настоящий момент операторы активно используют все возможности системы. Представитель МТС, например, рассказал, что система DPI установлена на магистральной сети оператора. С ее помощью выход в интернет получают как «мобильные», так и «фиксированные» абоненты компании.

Что же касается стоимости этой удивительной машины, то, по словам производителей, здесь приходится учитывать множество факторов, так что разброс может быть достаточно большим. Представители Newell объяснили, что стоимость может «колебаться от 20 000 тысяч долларов (за решение для малого/среднего предприятия) до нескольких миллионов (за комплексное решение для оператора связи)». Так что «Ростелеком», обозначивший в конкурсных документах цену 1,1 млрд рублей (начальная стоимость), оказался как раз посередине между обозначенными крайними цифрами. Компания МТС, правда, потратила на DPI значительно больше – общие затраты оператор оценивает примерно в $50 млн. «МегаФон» и «Вымпелком» предпочли не раскрывать объем инвестиций в DPI.

Второй DPI для «Ростелекома» by

Возможно, вас также заинтересует:

  • admin

    «бесплатный DPI» — вот до чего реклама дошла))) для начала бы сайт красивый нарисовали, а не на коленке за вечер. Что нибудь про тайну переписки слышали, где спрятались соответствующие лицензии? где резервирование каналов? где какие то гарантии?)))

При копировании материалов ссылка обязательна.