Сполохи войны за электронное правительство

Аналитика
Споры об электронном правительстве

На днях в истории электронного правительства произошел, можно сказать, дворцовый переворот. Команда Николая Никифорова свергла с поста единственного исполнителя проекта «», который занимал эту почетную должность со дня появления на свет идеи заменить чиновников компьютерами. Переживая поколения министров связи, национальный оператор крепко держался на своем посту. И вот теперь компанию отлучили от проекта, заменив «Ростелеком» «Почтой России» и НИИ «Восход», которые, по счастливому стечению обстоятельств, находятся в прямом ведении Минкомсвязи. И вот теперь начались роптания, пока, правда, скромные и тихие: дескать, а оправдают ли новые исполнители оказанное им высокое доверие?


Посеять сомнения в обществе старается бывший замглавы Минкомсвязи Илья Массух, который, собственно и курировал электронное правительство в прошлом. По его мнению, в настоящий момент процесс внедрения электронных госуслуг идет не так гладко, как хотелось бы – межведомсвенная координация, например, на высоте. Тот факт, что электронное правительство отобрали у «Ростелекома» только замедлит процесс его внедрения, ведь никакого согласования с регионами проведено не было, а печальная слава «Почты» идет впереди нее. Да и вообще, «Ростелеком» только-только вошел во вкус – из разных концов страны регулярно приходят радостные сообщения об увеличении количества пользователей. Только наметилась положительная динамика — по данным опроса ВЦИОМ, о существовании единого портала госуслуг знают 59% россиян, а 21% обращались к этому ресурсу – правительство решило поменять исполнителя. В общем, «ходишь, ходишь в школу, а потом — бац! — и вторая смена!».

К мнению Массуха, пожалуй, стоит прислушаться, ведь он является настоящим идеологом системы «сам себе чиновник». В прошлом он так активно занимался этим проектом, что его стали ассоциировать с электронным правительством. А точнее, с его отсутствием. О том, сколько денег на это было потрачено и какие результаты получены, мы уже писали. Равно как историю приобщения «Ростелекома» к проекту силами команды Игоря Щеголева. Надо думать, что прежние связи еще существуют.

«Отзыв» электронного правительства, конечно, серьезная потеря для «Ростелекома», у которого, похоже, отбирают еще и таксофоны, при том что финансовые показатели компании, мягко говоря, не радуют. Поэтому неудивительно, что оператору хочется вернуться на пост исполнителя проекта: должность и прибыльная, и почетная. Критика новых избранников – ход достаточно тривиальный.

Нынешняя команда Минкомсвязи, естественно, отстаивает свою правду. В наследство ей досталась весьма недоработанная система. А сейчас портал госуслуг, между прочим, работает, причем работает все лучше и лучше: число запросов через СМЭВ от федерального органа власти к федеральному возросло от 26,8 млн в июле 2012 г. до 90,9 млн в апреле 2013 г. Кроме того, функционирует и система оценки качества госуслуг , пока, правда, в пилотном режиме. Первые итоги запуска сервиса показали его востребованность: уже сейчас более 7% пользователей услуг Росреестра отвечают на SMS-сообщения и предоставляют информацию о качестве полученных услуг.

В общем, ситуация складывается достаточно забавная: деньги потрачены, время тоже, а феноменальных результатов достичь как-то не удалось. Поэтому и получается сюжет басни «Кукушка и петух», вывернутый наизнанку, когда прошлые и нынешние исполнители перекладывают бремя ответственности с одних плеч на другие.

В настоящий момент росту популярности системы препятствует не только ее несовершенство. Ведь мало раздать российским жителям карты, нужно еще и объяснить правила игры. Наши соотечественники привыкли простаивать километровые очереди, заглядывать в стеклянные глаза чиновников и бегать из одного конца города в другой, собирая все необходимые бумажки.

- «По сути на 1 июля 2012 года, когда вступила в силу статья 210 ФЗ о запрете требования документов у граждан, система не работала, — говорит Алексей Козырев, с ноября 2012 г. — директор департамента электронного правительства Минкомсвязи и руководитель проектного офиса СМЭВ. — Инфраструктура была сформирована, но как ей пользоваться, никто не понимал. Это все равно, что купить машину и не получить права».

Ситуация, правда, уже разрешается: В октябре 2012 года в Минкомсвязи сформирован проектный офис СМЭВ — единый центр, где собираются и анализируются все проблемы, с которыми сталкиваются участники СМЭВ. Есть и определенные сдвиги: россияне постепенно приучаются использовать систему для оплаты штрафов, оформления социальных выплат и записи в очередь в детские сады. Конечно, все происходит не так быстро, как хотелось бы, однако вечный вопрос «Кто виноват?» сейчас уж точно неактуален.

Едва ли претензии Массуха и других представителей старой гвардии сегодня каким-то образом повлияют на ситуацию. Возвращение электронного правительства к «Ростелекому» — ход маловероятный. Так что россиянам придется поверить в «Почту России», тем более что министр связи, похоже, активно взялся за ее модернизацию.

Сполохи войны за электронное правительство by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.