А воз и ныне там

Аналитика
Минкомсвязи заблудилось в 3 соснах

Без слов классика никуда. «Операторы при поддержке Минэкономразвития отказываются платить за частоты, которые не используют. Эти деньги Минкомсвязи надеялось потратить на конверсию» — пишут «Ведомости».

Опять сами себя запутали? В прошлом году Минкомсвязи решило откликнуться на призывы операторов, желающих упростить администрирование платежей за пользование частотным ресурсом, а заодно сделать так, чтобы можно было платить поменьше. Ну и заодно усложнить судьбу потенциальных конкурентов, которые только начинают свой бизнес, так как платить за спектр пришлось бы «на полную катушку» независимо от числа введенных (и приносящих какой-то доход) РЭС. А их количество, сами понимаете не может вырасти мгновенно.

Уже начали готовить изменения, в ноябре прошлого года появился проект (см. «Операторы заплатят за всю полосу»). Ура? Можно праздновать?


Оказалось, рано. «Вдруг» обнаружилось, что предлагаемые изменения не очень удобны «четверке» призеров конкурса, где были поделен ресурс в диапазонах 761-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц. Причина: придется платить за частотный ресурс, который должен пройти через процедуру конверсии, а вот за какой период времени — это никто не знает. То, что нужно время и «там» не свободно — это, конечно, знали. Но почему-то обсуждения и решения «закрывают» текущий этап, без попытки подумать на пару шагов (хотя не исключаю, что кто-то эти варианты и просчитывает, но не в гос.органах).

Количество коммерческих сетей LTE, работающих в том или ином диапазоне (по данным GSA)

И если изначально идея была такая, что есть срок лицензии, в течение этого срока поступают платежи за «конкурсные частоты», которые должны были бы быть направлены на проведение конверсии. То есть объема полученных средств должно было хватить на необходимую модернизацию РЭС, чтобы освободить достаточные рабочие полосы для сетей . И какая-то часть из них должна была бы быть зачислена в бюджет как плата за пользование частотами, которую взимает гос-во при выдачи обычных (не связанных с конверсией) лицензий.

Надо учесть, что в этой всей цепочке, кроме денег, есть ещё и юридический аспект и конкурентная коммерческая составляющая. Ведь «четверка» российских операторов получили право не только на развертывание сетей LTE, но и право сделать это в «низком» диапазоне частот, что само по себе должно дать возможность сэкономить как на покрытии, так и дать дополнительный выигрыш за счет появления возможности комбинировать емкость/охват нужным образом. Кроме этого, в ближайшей перспективе (3-4 года) больше никто из российских существующих или потенциально-новых операторов не сможет получить такие же возможности. То есть наши «большие» операторы получили часть рынка, где у них есть дополнительное конкурентное преимущество в виде олигополии. По- моему мнению, вполне можно говорить о соблюдении баланса «прав» и «обязательств» в описываемом варианте проведения конверсии.

Что же происходит сейчас с процессами рефарминга и конверсии?

Союз LTE, куда входят МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком», уже готов заключать контракты на расчистку радиочастотного спектра.

Точнее сроки подписания в Союзе пока не сообщают. «Речь может идти как о нескольких днях, так и о нескольких неделях», — говорит официальный представитель организации. «Ряд контрактов одобрен к заключению», — сказала «Интерфаксу» исполнительный директор Союза LTE Гульнара Хасьянова. Пока операторы ведут переговоры с операторами WiMAX и MMDS (Multichannel Multipoint Distribution System — многоканальная многоточечная система наземного телевещания). То есть, речь идет о ближайшем рефарминге верхнего диапазона.

Тут понятно: сосредоточились на «слабом звене». К тому же эти действия оказались более прогнозируемыми по времени и по затратам.

Но есть большая «ложка дегтя» — это «отзыв» на сайте Минэкономразвития, в котором «…предлагает освободить операторов от платы за частоты, которые те не могут использовать по не зависящим от них причинам».

Но как тогда быть с финансовой стороной конверсии, ведь «Минкомсвязи предложило «расчищать» спектр само за счет увеличенных операторских платежей за использование частот. Для этого в методику и вписали пункт, обязывающий операторов платить за «нерасчищенные» частоты»…».

Конечно, в обсуждаемой ситуации всё усугубилось в полной мере. Для компаний, работающих в сфере беспроводной связи и строящих сети в диапазоне частот СИ, обязательным этапом всегда были работы (а это время и деньги) и «бумаги» по ЭМС с другими РЭС. Также приходилось учитывать имеющиеся и возникающие особенности в радиообстановке на этапе разработки и согласования ЧТП. В других странах также есть трудные вопросы, связанные с рефармингом и конверсией частотного ресурса. В некоторых случаях есть дополнительные сложности из-за того, что РЭС военных расположены вне юрисдикции национального регулятора. Но даже в этих условиях идёт работа и понятно что можно реализовать и что должны и не должны делать операторы. То есть можно планировать объем работ, технические изменения, финансы.

К слову, регулятор в Литве при разработке условий конкурса/аукциона и требований к параметрам будущих сетей LTE, которые будут запущены на частотах «цифрового дивиденда» (диапазон 800 МГц) вынужден учитывать наличие работающих РЭС, принадлежащих МО и находящихся в Калининградской области и в Белоруссии. Так как страны в любом случае отдельно оговаривают «правила игры» относительно работы беспроводных систем в приграничных зонах (километры и десятки километров), то литовский регулятор вынужден учитывать ситуацию и не допускать создания помех, как для их будущих базовых станций LTE, так и для российских РЭС.

Скриншот из презентации, посвященной рефармингу частот в Литве и находящейся в свободном доступе на сайте регулятора:

В Литве вынуждены учитывать наличие российских РЭС, работающих в диапазоне 800 МГц

Таким образом, реализация принципа «справедливости» приводит к тупиковой ситуации: операторы платить не будут, пока не «освободят» частоты, отраслевой орган не планировал и не имеет возможности тратить деньги на проведение конверсии, Минобороны вообще всё это не сильно касается (надо-то ведь операторам), только лишние хлопоты с переоснащением. Аппарат министерств и министры с их высокими полномочиями уже длительное время блуждают в «трёх соснах». Уже второй год идут обсуждения «как реализовать конверсию с участием операторов», а теперь может оказаться, что начинать надо «с нуля»: готовить федеральную целевую программу, ждать дадут денег или нет и когда будет ещё это финансирование. Также нужно время на реализацию этой ФЦП. Поэтому как бы не были пугающими нынешние упоминания про «7-10 лет», они могут быть превышены.

Можно не спешить, ведь платят за процесс, а не за результат и эффективность. Или ещё хуже и кризис управления такой, что и в телекоме понадобилось экстренное «ручное управление» и принятие решений на самом высоком уровне?

А воз и ныне там by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.