«Wi-Fi в полете» пока в «пролете»

Аналитика

В России операторы и авивакомпании, можно сказать, только «присматриваются» к новой услуге. А какие же перспективы и ситуация в масштабах планеты? По прогнозу In-Stat в более чем 6100 самолетов к 2015 году будет развернут «широкополосный в полете». В 2011 году такая услуга была доступна в 1835 самолетах. По данным компании, доля пассажиров, пользующихся Wi-Fi во время авиаперелета, увеличилась до 7% в 2011 году (в 2010 г было 4%).

В денежном выражении в 2015 году мировой рынок онлайн-услуг в самолетах, как оценивает In-Stat, превысит 1,5 миллиарда долларов, в том числе за счет дополнительных доходов, благодаря запуску разнообразных видео- и аудио-услуг.


Amy Cravens из In-Stat прокомментировал этот прогноз, сказав, что с учетом всё большего количества владельцев устройств со встроенным Wi-Fi, потенциал рынка также возрастет в несколько раз. И много авиапассажиров берут с собой смартфоны, планшетники и ноутбуки — все устройства, как известно, поддерживают Wi-Fi.

Такое мнение аналитика из In-Stat не случайно и имеет под собой основу в виде еще одного прогноза по развитию рынка абонентских устройств. Доля смартфонов с 20 процентов в 2010 году вырастет в 2015 году до 43 процентов от общего числа мобильных трубок. Кроме этого, в прогнозе развития электронной промышленности и рынка электронных устройств отмечается заметный рост трех мобильных платформ — планшетники, смартфоны и ноутбуки/нетбуки — в среднем до 2015 года ежегодный рост (CAGR) более 25 процентов.

Computerworld, в свою очередь, описал текущую ситуацию. Доля заинтересовавшихся Wi-Fi авиапассажиров в 7% за 4 года, сложилась на фоне того, что всё больше и больше мест с бесплатным Wi-Fi, в том числе и в аэропортах. И для некоторой части пассажиров переплата 10 долл за билет с услугами — это бывает важно (вспомнил про «Вадика» в рекламе МТС). Еще причина — не все самолеты авиакомпаний оборудованы Wi-Fi, например, в 2010 году только около 16 проц самолетного парка в Северной Америке имели эту «опцию». Третья причина — на многих самолетах пассажирские места не имеют локальные электророзетки, что важно, так как работа Wi-Fi предполагает большую нагрузку на аккумулятор абонентских устройств.

Сегодняшние доходы авиакомпаний от интернет-услуг «на борту» далеки от упомянутых миллиардов. По данным той же In-Stat, американские авиакомпании в 2011 году получили 155 миллионов долларов и ожидают в 2012 году увеличить эту сумму до 225 миллионов долларов.

Основную часть пользователей самолетного Wi-Fi составляют бизнесмены, которые в случае длительных перелетов желают быть «на связи» через доступ к электронной почте. Месячный «абонемент» с безлимитным доступом, например GoGo, стоит около 40 долл. И если платежеспособная публика в наличии, то услуга не всегда отвечает их запросам, бывают ситуации отказов или низких скоростей при большом количестве «коннектов».

В 2010 году американские авиакомпании эксплуатировали около 3700 магистральных самолетов, 2600 региональных и других типов самолетов. По планам GoGo услуги Wi-Fi до конца 2012 года будут доступны минимум на 2000 самолетов.

С самолетов Virgin America начинался сервис компании Aircell (сейчас GoGo)

Про коммерческие прогнозы, я написал в самом начале, а что же с технической реализацией. Услуги GoGo, которые доступны сейчас в общей сложности на 1200 самолетах нескольких авиакомпаний (American Airlines, AirTran, Delta, Virgin America), предоставляются по схеме «самолет-земля» и для этого используется полоса 3 МГц. В планах этой сервис-компании задействовать другие (или перейти на них) технологии доступа, например, на базе спутников («Ka»). Это позволит предложить более качественную и более доступную услугу, как по цене, так и с точки зрения условий и времени пользования.

Технология Air-to-Ground (ATG) обеспечения Wi-Fi-доступа на самолетах (услуга GoGo)

GoGo планирует также расширить свой бизнес и увеличить количество самолетов со своим сервисом. По информации от компании, в 2011 году было около 15,6 млн. «соединений» в режиме «Wi-Fi в полете», в 2015 году желают достичь 96,9 миллионов «соединений». Стоимость оснащения одного самолета Wi-Fi-возможностями более 100 тыс долларов. Бизнес-схемы две: авиакомпания оплачивает полную стоимость и дальше возвращает (окупает) эти затраты, предоставляя услуги, или перечисляют инсталляционный платеж и далее получают часть денег от доходов. В любом варианте сами по себе денежные потоки для авиакомпании не очень большие. При упоминании других сервис-провайдеров, например, Row 44, которая использует другую схему связи, фигурируют затраты из расчета до 200 тысяч долларов на самолет.

Сегодняшние тарифные предложения GoGo

По мнению аналитиков, рынок этих услуг вырастет, если авиакомпании совместно с партнерами будут предлагать дополнительные услуги, требующие Wi-Fi-подключения. Возможность голосовой связи во время полета, с олной стороны, коммерчески перспективная, с другой вызывает возражения, как по части безопасности, так и с точки зрения «психологического комфорта». Кроме этого, услуга должна рекламироваться более широко (видимо и более агрессивно) и нужно увеличивать количество самолетов, предлагающих эти услуги. Ведь это, всё-таки конкурентное преимущество. А пользование доступом через Wi-Fi-соединение становится всё более универсальной услугой.

"Wi-Fi в полете" пока в "пролете" by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.