Министерство связи и массовых коммуникаций и ФАС создадут рабочую группу по подготовке нормативно-правовых решений для ускоренного ввода сетей ШПД в России. 6 декабря в Научно-исследовательском институте радио ведомствами были рассмотрены вопросы внедрения новых технологий ШПД, основываясь на международном опыте. Среди поднятых вопросов прозвучали такие, как конверсия радиочастотного спектра, технологическая нейтральность, качество предоставляемых услуг.
Конверсия радиочастотного спектра является наиболее сложным вопросом, препятствующим ускоренному развитию инфраструктуры связи в России. Связано это с нехваткой радиочастотного ресурса при вводе новых технологий для гражданских нужд. Пример развития стандарта LTE явственно демонстрирует эту проблему в действии.
Исторически так сложилось, что в России еще со времен СССР радиочастотный спектр использовался для правительственных целей, когда удовлетворялись лишь нужды государственного масштаба. 4-9% всех частот выделялось для массового использования, в то время как остальной спектр был доступен для граждан лишь условно. В такой ситуации развитие новых технологий для гражданских нужд упирается в согласование с военными и правительством, что тормозит развитие телекоммуникаций страны. При этом мировой опыт показывает, что преобладающее количество частот используется, наоборот, в интересах граждан.
Основными целями конверсии РЧС в России является именно поэтапное высвобождение частотного ресурса, занятого средствами правительственного назначения, для развития технологий радиосвязи гражданского назначения. Однако стоит учитывать, что европейский опыт распределения РЧС не может служить для России достойным примером. По мнению силовых структур, Россия, в отличие от Европы, имеет ряд вооружений, для обеспечения которого необходимы определенные частоты. В свое время операторы сотовой связи столкнулись с этой проблемой при развитии стандарта 3G, на частотах которого работают радиосистемы военного, оборонного и космического значения. В соответствии с этим, с точки зрения национальной безопасности, военные не могут полноценно передать все частотные ресурсы в гражданское пользование.
Исходя из этого, еще один вопрос, который предстоит решить правительству в рамках этой темы: динамический баланс в использовании радиочастотного спектра в части удовлетворения потребностей в нем всех служб радиосвязи и всех использующих радиочастотный ресурс министерств, ведомств и юридических лиц.
Что касается технологической нейтральности, то здесь имеется свой ряд проблем и противоречий. Сам по себе этот термин (технологическая нейтральность) определяет возможность использовать имеющиеся частоты под более перспективные технологии. В России на данный момент этот принцип не работает, и операторы вынуждены строить сети по тем стандартам, которые были однажды определены. Ясно, что это один из моментов, мешающий коммерческим структурам развивать телекоммуникации в России. К примеру, Tele2, так и не сумевшая получить частоты под LTE, предложила решить этот вопрос с помощью рефарминга имеющихся у операторов частот. По мнению экспертов, эта инициатива вполне реализуема как с технической точки зрения, так и с позиции совместимости стандарта с военными средствами. Но в России законодательно процедура рефарминга не определена, а это значит, что Tele2, пока не будет создана соответствующая нормативно-правовая база, обречены и дальше развивать на своих частотах GSM.
Все вышеуказанные проблемы тормозят развитие отрасли, затягивая продвижение новых стандартов связи на неопределенные сроки. Операторы готовы предлагать клиентам новые технологии, в то время как государство не может по ряду причин пойти им на встречу. Перед рабочей группой, которую создадут для решения этих проблем, поставлены жесткие сроки: задача должна быть, по возможности, решена в течение 2 недель. Это позволяет надеяться, что в скором будущем при разговоре о телекоммуникациях не нужно будет учитывать пресловутые «российские реалии».
Возможно, вас также заинтересует: