Экспансия в малонаселенные пункты: перспективы и риски

Аналитика

Согласно данным всероссийской переписи населения, опубликованной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, под конец 2010 года в России насчитывалось 12 городов, население которых превышает отметку в один миллион человек. Города-миллионники — важнейшее место притяжения человеческих, трудовых и экономических ресурсов. Интенсивное развитие телекоммуникационного бизнеса в крупных городах сегодня привело к насыщению рынка ШПДИ-услуг.


Сегодня крупные города являются средой с повышенной конкуренцией, что не может не сказаться на состоянии бизнеса и, естественно, на уровне доходов от него. Освоение территорий с низким уровнем проникновения интернета — на сегодняшний день программа максимум для федеральных операторов. Территории с отсутствующей альтернативой выбора могут оказаться для оператора весьма привлекательными.

Однако, регионы по-прежнему страдают от «цифрового неравенства». Правительство разрабатывает многочисленные программы, нацеленные на снижение уровня отставания регионов в вопросах доступа к интернет-услугам.

Выход компании на новый рынок нуждается в серьезной инвестиционной поддержке. Строительство сетей в пунктах с небольшим населением носит для поставщика интернет-услуг риски, связанные с долгим сроком возврата инвестиций. Подобную стратегию развития могут позволить себе компании с высоким уровнем прибыли. К таким сегодня в сфере телекоммуникаций относятся крупные магистральные операторы или представители «большой тройки». Или же проект строительства сетей на новых рынках может быть осуществлен благодаря инвестиционной поддержке со стороны.

Таким образом в 2003 году поступила компания ЭР-Телеком, привлекшая к реализации проекта строительства сетей в городах России инвестиции венчурного фонда. Именно с этого момента началась интенсивная экспансивная политика оператора. Однако, стоит заметить, что для любой компании, ориентированной исключительно на быстрый возврат инвестиций и извлечение высокой прибыли, наиболее коммерчески интересными рынками остаются города с высокой плотностью населения.

Крупные компании с большой операционной прибылью и серьезной государственной поддержкой либо через наличие доли в компании (Ростелеком и ТТК), либо через лоббирование в планировании («большая тройка»), могут себе позволить инвестировать в развитие телекоммуникационных сетей в тех регионах, где возврат инвестиции дольше, чем в городах с высокой плотностью населения.
Сибирский и Дальневосточный федеральные округа до сих пор остаются зонами наиболее свободными от телекоммуникационных услуг.

К примеру, раскинул свои сети в Холмске (Сахалинская область) с населением в 31 тыс. человек и Истикиме (Новосибирская область) с населением в 60 тыс. человек. Несколько лет назад такие города вряд ли могли вызвать у операторов коммерческие аппетиты. Строительство собственных сетей в мелких городах считалось делом нерентабельным, поскольку экономический потенциал малонаселенных пунктов очень низок.


Для увеличения нажмите на картинку

Для альтернативного оператора активность магистралов в отношении малых и средних городов имеет противоречивый характер.

С одной стороны, строительство высокотехнологичных сетей и развитие новейших телекоммуникационных технологий в регионах представляет угрозу для альтернативных провайдеров. Во-первых, состояние сетей мелких операторов оставляет желать лучшего. Во-вторых, появление на рынке крупного игрока вносит изменения и в ценовую политику, и в качество сервиса. Выжить малому и среднему бизнесу в условиях давления такими мощными компаниями весьма сложно.

Но, с другой стороны, даже в такой непростой ситуации остается возможность извлечь из заданной тенденции пользу. Можно пойти двумя путями: продать свой бизнес или занять нишу с четким конкурентным предложением.

Что касается продажи, высокая оценка состояния бизнеса в телекоммуникационной среде происходит не столько по количеству подключенных абонентов (хотя это тоже немаловажный аспект), сколько по характеристикам существующих сетей. Строительство, выполненное по всем стандартам, профессиональная установка оборудования, топология сети, отвечающая современным требованиям способны привлечь внимание крупных игроков телекоммуникационного рынка. Купить работающий бизнес в хорошем состоянии намного легче, чем начинать делать его с нуля.

Но, как правило, такие альтернативные операторы встречается крайне редко — именно поэтому крупные телекоммуникационные компании предпочитают строить собственные сети. Однако, никто не мешает такому оператору конкурировать с магистралами за счет уникальных предложений, а именно, локальной сети, файлообменников, поддержки игровых серверов и программ лояльности, которые объединяют услуги провайдера и другие необходимые пользователю услуги.

Для альтернативного провайдера начинать развитие бизнеса необходимо с учетом возможной продажи компании. Современный рынок весьма нестабилен, тем более, когда в нем обитают настоящие телекоммуникационные гиганты. Консолидационные процессы и захватнический образ поведения магистралов, так или иначе, однажды затронет любого локального оператора. Именно поэтому в сложившихся условиях необходимо продумывать все возможные варианты развития ситуации на рынке. Одним из них, разумеется, является продажа бизнеса.

Сторонние инвесторы, которые могли бы войти в сегмент малонаселенных городов будут остановлены долгим сроком возврата инвестиций (5-7 лет). В условиях нестабильной экономической обстановки для инвесторов подобное вложение денег больше похоже на игру в русскую рулетку, именно поэтому, возможно, регионы по-прежнему отстают в развитии телекоммуникационных услуг.

Экспансия в малонаселенные пункты: перспективы и риски by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.