Яндекс, Мегафон и общедоступные смс — уроки истории

Аналитика

megafon fail megafon fail

Только ленивый вчера не написал о том, что «» проиндексировал сообщения пользователей Мегафона, отправленные через сайт оператора.
Ставшая на несколько часов доступной любому, переписка вызвала немало обсуждений в блогах.
Интимные подробности личной жизни, номера абонентов-получателей, судя по сообщениеям, сохранены не одним десятком «энтузиастов».
Некоторые сторонники теории заговора даже звонили абонентам по указанным номерам и удостоверялись, что те получали эти смс.
В данный момент поиск больше не выдает информацию об этих смс по запросу.

На текущий момент сервис отправки смс на сайте Мегафона находится на реконструкции:

Сервис на реконструкции

Но самое интересное — это отнюдь не сам факт утечки.
Ошибки допускают все, но то, как они исправляются, говорит о компании больше всего.

Как повели себя участники истории?

Яндекс «перевел стрелки» на Мегафон:

«Страницы, индексация которых запрещена администратором сайта в файле robots.txt, Яндекс не индексирует, даже если они находятся в открытой части интернета. Это соответствует всем общепринятым нормам и правилам взаимодействия в интернете. В разделе отправки SMS на сайте МегаФона (www.sendsms.megafon.ru) в момент индексации по какой-то причине отсутствовал файл robots.txt» — сообщает Яндекс.

Мегафон в свою очередь разместил на своем сайте сообщение:

«В процессе взаимодействия сайта оператора и Интернет-сервисов Яндекса произошел технический сбой, в результате которого в поисковую базу Яндекса попало некоторое количество сообщений клиентов, отправленных через сайт «МегаФона». Проблема была локализована техническими специалистами и быстро устранена. Подчеркиваем, что сбой не затронул SMS-сообщения клиентов, отправленные через телефоны и другие мобильные устройства. Для сравнения: проблема коснулась порядка 8000 сообщений, — при этом каждый час через сеть «МегаФона» проходит порядка 2 миллионов SMS-сообщений, и все они надежно защищены.

Обращаем внимание, что информация о содержании SMS-сообщений клиентов не хранится на сайте оператора. Таким образом, несанкционированный доступ к текстам сообщений наших клиентов мог возникнуть через некоторые Интернет-сервисы Яндекса. Ни в какие другие поисковые системы данная информация не попадала».

То, что сообщений в открытый доступ попало мало — абсолютно не волнует тех, чьи смс стали доступны.
То, что остальные смс «надежно защищены» вызывает обоснованные сомнения у всех, кто узнал и еще узнает о скандале.
То, что «информация о содержании SMS-сообщений клиентов не хранится на сайте», по мнению SEO-специалиста Алексея Костикова, вряд ли соответствует действительности — иначе сообщения не индексировались бы. Следовательно, сообщения хранятся на сайте хотя бы в течение малого времени, например часа.
То, что ни в какие другие поисковики информация не попала — просто прекрасно, Яндекс ведь занимает всего 64% поискового рынка в рунете.

При этом в официальном сообщении — ни одного слова извинений перед абонентами, никаких сожалений по поводу случившегося, ни намека на компенсацию ущерба.

Что дальше? Глава СК РФ Александр Бастрыкин уже поручил провести доследственную проверку по факту утечки SMS-сообщений.
Роскомнадзор анализирует информацию, чтобы определить, имело ли место нарушение законодательства о персональных данных.
Кстати, уже можно прочитать интересный пост в блоге о законодательном тупике в этой ситуации.

В марте у Яндекса уже была утечка данных из внутренней Wiki, доступными оказались около двух сотен документов, среди которых — инструкция по общению в Сети.
В ней, в частности говорится: «любой письменный документ имеет ненулевую вероятность быть распространенным за пределы круга читателей, которому он был предназначен. Поэтому любой внутренний текст должен быть написан так, чтобы в случае утечки за него не было стыдно ни автору, ни компании».

Повторюсь, ошибки допускают все. Сложно винить в этой ситуации Яндекс. Вина вебмастеров Мегафона очевидна, но соль вовсе не в этом.

Серьезная ошибка федеральной компании, в очередной раз показала, как к клиенту относятся в России.
Сообщения на офсайте Мегафона изобилуют превосходными степенями, нам рассказывают, какие замечательные акции проводит компания : уроки суперзвезды мирового хоккея, самый быстрый в мире электрокар на автошоу в Москве, спортивные праздники, музыкальные фестивали, новые продукты и решения на выставках, в названиях которых присутствует любимое ключевое слово «инновации».

И ни слова о том, что клиенты, униженные перед всем рунетом, получат некую сатисфакцию. Конечно, ведь их всего 8000.

Лояльность, вовлеченность, разделение идей бренда, уважение к компании достигается совершенно иным поведением. И когда-нибудь это обязательно поймут российские компании.
«Вот только жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе».

Яндекс, Мегафон и общедоступные смс - уроки истории by

Возможно, вас также заинтересует:

  • Вадим

    Яндекс потер у себя, но бравые комрады успели все сохранить http://sms.globala.ru/sms-megafon-yandex

    • Оператор машинного доения

      А че номера-то потерли? В них же вся соль!!

    • Pride

      Читаю и смеюсь, смеюсь и читаю. Номеров жаль нет =(

  • http://tza.su/2011/07/22/telekom-za-nedelyu-15-07-11-21-07-11/ Телеком за неделю 15.07.11 – 21.07.11 | Телекомза: новости, блоги, аналитика

    [...] [...]

  • http://tza.su/2011/07/27/utechka-personalnyx-dannyx-kto-vinovat-i-chto-delat/ Утечка персональных данных: кто виноват и что делать? | Телекомза: новости, блоги, аналитика

    [...] если недавняя утечка sms-переписки МегаФона и утечка данных пользователей секс-шопов — один из [...]

При копировании материалов ссылка обязательна.