Провайдеры, ТСЖ и клиенты – компромисс возможен?

Аналитика

ТСЖ
ТСЖ

В течении многих лет операторы связи большинства населенных пунктов испытывают трудности с установкой своего аппаратного обеспечения в отдельно взятых домах. Проблемы начинают возникать уже на этапе переговоров провайдера и руководства ТСЖ (товарищество собственников жилья) или УК (управляющая компания). В качестве примера такой ситуации можно рассмотреть попытку провайдера договориться с руководством ТСЖ или УК, под ведомством которых находится новостройка.


Новый дом, который еще не подключен ни к одному из каналов связи — лакомый кусочек для любого провайдера. Ведь потенциально новый дом может принести несколько десятков, если не сотен, новых клиентов. Потенциальные клиенты также заинтересованы в получении услуг связи, предоставляемых интернет-провайдером, и если за дом берется сразу несколько провайдеров, то жильцы только рады — ведь в результате конкуренции и цены могут понизить, и подключить бесплатно.

Однако не все так хорошо, как кажется, поскольку ТСЖ или УК обычно предпочитают заключить договор с одним-единственным провайдером, всеми силами препятствуя затем работе других провайдеров, которые также желают установить свое оборудование в новом доме. Дело в том, что схема «провайдер-ТСЖ-клиент» обычно имеет и теневую сторону, когда ТСЖ или УК получают неофициальное вознаграждение за блокировку работы конкурентов провайдера, с которым заключен договор, в определенном доме или даже целом районе.

Проблема также и в том, что ТСЖ или УК часто выставляют непомерную плату провайдеру за право последнего установить свое оборудование на техническом этаже. В результате начинаются торги, продолжительность которых может затянуться на несколько месяцев. Цель подобного затягивания переговоров — получение «отката». Некоторые из провайдеров попросту устают сражаться за право работать в определенном доме, и направляют силы на поиск более подходящих объектов.

«Проблема начинается тогда, когда ТСЖ и мелкие управляющие компании начинают считать доходы провайдера. Какой-то дом хочет 10 тысяч за месяц, какой-то соглашается, чтобы мы просто платили за электричество, которое потребляем. Нет никаких единых правил и стандартов», – говорит технический директор новосибирской компании ООО «Нир-Телеком» Сергей Бурундуков.

Эксперты считают, что в настоящее время отношения по схеме «клиент-ТСЖ-провайдер» практически не регулируются. «Договор о подключении заключается между клиентом и провайдером. Кабеля и вся техника, которая устанавливается при подключении, — собственность провайдера. Формально ни ТСЖ, ни УК тут ни при чем. Однако для того, чтобы телекоммуникационная компания подключила свое оборудование, нужен допуск в дом. Вот здесь-то управляющая организация и может повлиять на ситуацию. К примеру, для установки провайдеру нужно подключение к общедомовому электрощиту. Стоимость потребленного электричества, копеечная в общем-то, раскидывается на жильцов. Но ТСЖ или УК может заявить, что не собирается вешать на жильцов чужое потребление, и элементарно не допустить к розетке», — комментирует ситуацию адвокат Иван Кадочник, работающий с провайдерами Екатеринбурга.

ТСЖ и провайдеры

Иногда возникают и вовсе курьезные ситуации, когда ТСЖ договариваются с провайдерами в обход собрания собственников жилья, получая средства (полуофициально, если так можно выразиться) с провайдеров, и с жильцов, которые платят за электроэнергию, потребляемую оборудованием провайдера.

Так, на днях в прокуратуру Октябрьского района Липецка обратился житель одного из домов города, который пожаловался на ООО УК «РСУ-2″, заключившее договор о сотрудничестве с провайдерами без учета мнения собрания собственников жилья. Провайдеры установили оборудование на техническом этаже, и за доступ к техническому этажу платят этой УК около 60 тысяч рублей в год каждый. В то же время, оборудование запитано от общей энергосети здания, так что затраты на электроэнергию ложатся на печи жильцов.

Для удовлетворения иска жильцов прокуратора Октябрьского района Липецка подготовила иск о признании договоров между УК и провайдерами недействительными. Такие договоры, по мнению законодателей, должны заключаться исключительно на основании решения, принятого общим собранием собственников жилья. Кроме того, собираемые УК или ТСЖ с провайдеров средства должны идти на нужды жильцов, а не нужды самих управляющих организаций.

Ситуация, описанная выше, вполне обычна, и общее положение в отношениях «провайдер-ТСЖ» настолько сложно, а сама проблема настолько глобальна, что ведомство ФАС России посчитало нужным вмешаться. Чиновники ФАС, по их собственным словам, очень часто получают обращения отдельных граждан и организации по поводу отказа доступа оператора связи в здание для оказания услуг связи. ФАС считает, что большинство таких ситуаций несовместимо с требованиями антимонопольного законодательства, а одним из препятствий входа на рынки телекоммуникационных услуг для провайдеров ФАС считает отказ владельца здания, сооружения, недвижимого имущества в предоставлении провайдеру возможности установки оборудования с целью оказания услуг связи. Чиновники ФАС России считают, что такие действия владельца здания могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания препятствий доступу на товарный рынок.

Интересно то, что провайдер вполне может обратиться в прокуратуру или ФАС, пожаловавшись на определенное ТСЖ или УК, мешающее заключению договора между компанией и клиентом. Скорее всего, прокуратура или ФАС даже вынесут решение в пользу провайдера. Однако это решение, по мнению провайдеров, не является ни полезным, ни эффективным, оставаясь только на гербовой бумаге. Дело в том, что судебная тяжба с ТСЖ является для оператора связи экономически невыгодной — легче выплатить «откат», или вовсе отступиться от намерения заключить договор с этим ТСЖ, чем судиться.

Но ситуация может и измениться, поскольку в прошлом году антимонопольная служба России направила на согласование в правительство проект правил недискриминационного доступа к инфраструктуре связи. В случае принятия этого законопроекта (да, до сих пор документ является всего лишь проектом) ТСЖ или УК, которые отказались допустить провайдера к определенному объекту (например, из-за наличия провайдера-конкурента) будут штрафовать. Операторы связи в таком случае получат беспрепятственную возможность тянуть провода и устанавливать свое оборудование на крышах домов или на технических этажах.

«Документ очень нужен для рынка, но он изначально очень слабый юридически. Поскольку имущественные отношения регулируются федеральным законом в соответствии с Конституцией России, а отнюдь не постановлением правительства», — говорит Антон Богатов, эксперт в области телекоммуникационного права.

В самом деле, если документ будет принят, то смогут работать более эффективно, обеспечивая достаточно высокий уровень проникновения ШПД в любом регионе. В настоящий момент проблемы указанного выше характера наблюдаются даже у представителей «большой тройки».

«Бывают ситуации, когда на получение доступа уходит до полугода и даже больше. Конечно, это не лучшим образом влияет на бизнес и увеличивает путь услуги к абоненту. Если процесс входа провайдеров в жилые дома удастся упорядочить и облегчить его для операторов, то это, безусловно, положительно отразится на развитии рынка», — таково мнение пресс-секретаря «Вымпелкома» Ксении Корнеевой.

Сейчас проектное предложение ФАС проходит межведомственное согласование, и у случае утверждения проекта, вечное противостояние «провайдер-ТСЖ», возможно, придет к своему логическому завершению. И провайдеры, и ТСЖ в таком случае будут заниматься своими прямыми обязанностями, эффективно взаимодействуя друг с другом.

Провайдеры, ТСЖ и клиенты – компромисс возможен? by

Возможно, вас также заинтересует:

  • https://www.google.com/accounts/o8/id?id=AItOawkWEEXaxv25rKb7wrPNkpgOPrCyMIAJx3g Евгений sharada Лозовой

    Роман, первоисточник указывайте, плиз. Вашему ресурсу не убудет, зато будет известно, кто автор и где было опубликовано.

  • Роман Машинистов

    Евгений, мы ВСЕГДА указываем первоисточник в случае копипасты.
    Это оригинальный текст.

  • http://balu736.loginza.ru/ balu736 болычевский

    Это плачь Ярославны. Бедные провайдеры. У нас в захолустном Оренбурге все намного проще. Есть кабельный провайдер Дом.Ру. Есть провайдеры, работающие по телефонным линиям. Можно подключаться через сотовый. Долго пользовался Билайном. Сейчас появились флэш-модемы. Какие проблемы с ТСЖ? Пообщайтесь с членами ТСЖ, они соберут собрание и проголосуют за установку вашего оборудования. Да и закон, как я понял из статьи, на подходе.

  • http://vkontakte.ru/id10840319 Anarel

    Главное, как мне кажется, в этом грядущем законе — чтобы жильцы не пострадали. Ведь провайдеров не так уж мало, и если за каждого придется жильцам платить, то проблемы у провайдеров начнутся уже с разъяренными потребителями. А это вряд ли хорошо скажется на приросте клиентской базы.

  • http://vkontakte.ru/id7185499 Андрей Тетерин

    Тут свое слово говорит и большая конкуренция. Когда провайдер хочет получить «монополию на дом» и ради этого готов предлогать взятки и создавать остальным конкурентам проблемы…

  • Александр

    Никогда этот закон не примут. Когда хотят принять быстро — делают как с законом о «Защите прав правообладателей» фильмов. Никого не спрашивают, ни с кем не советуются, делают так, что будет НИКОМУ не удобно, кроме жалкой кучки бизнесменов, получивших права на прокат, кстати, даже не их интеллектуальной собственности. То есть — очередных торгашей. Для тех, кто фильмы снимает ничего и не изменится.
    Гораздо проще сделать анонимную службу для сообщения о фактах получения «откатов» управляющими компаниями, и жесткими мерами по наказанию виновных (например, лет 10 тюрьмы). Количество желающих получить откаты резко упадет.

При копировании материалов ссылка обязательна.