Интернет-провайдеры в регионах

Аналитика

Сетевой бизнес

Надвигающиеся на регионы и многочисленные небольшие российские города федеральные бренды для владельцев локальных интернет-провайдеров  не должны стать угрозой. А должны стать стимулом к развитию, стимулом к построению успешной компании. Через три-четыре года можно будет продать бизнес крупному оператору. Инвестиции окупятся с лихвой – в этом можно не сомневаться.

Неподнятая целина


Столичный рынок интернет-провайдеров близок к насыщению. Это рынок, который стабильно развивается уже много лет. Рынок, на котором играют несколько крупных компаний. Рынок, где, с одной стороны, есть значительная доля абонентов с высокими запросами, а с другой – операторы, быстро осваивающие все новые технологии и способные удовлетворить потребности клиентов. В крупных центральных городах таких, как Москва или , развитие интернет-провайдинга сейчас идет, в первую очередь, за счет перераспределения абонентов между несколькими крупными компаниями. По данным исследователей фонда «Общественное мнение», количество интернет-пользователей в столице сопоставимо с количеством интернет-пользователей в одном федеральном округе. Хотя за последний год оно практически не изменилось. Это 60% взрослого населения Москвы, то есть примерно 5,4 млн человек. Российская столица на фоне отдельных субъектов федерации – это уже сформировавшийся рынок.

В регионах, в городах с населением, не превышающим пары сотен тысяч человек, ситуация совершенно иная. Для крупных федеральных провайдеров – это непаханое поле. Это целина, в освоение которой через несколько лет они будут инвестировать значительные средства. Основная доля здесь приходится на местных мелких провайдеров. Конкретные показатели в каждом из регионов разнятся, но в среднем на локальные компании приходится минимум 50% рынка.

«Федералы» готовы предложить неискушенным жителям российских провинций пакетные услуги (например, широкополосный доступ в Интернет + телевидение), высокий уровень обслуживания, адекватную и регулярно корректирующуюся (в основном, в сторону снижения) ежемесячную абонентскую плату. Кроме того, московские провайдеры имеют достаточно финансовых и технических возможностей. Поэтому они могут строить и расширять свои сети – во много раз быстрее и качественнее, чем это делают их провинциальные коллеги. Наконец, экономическая стабильность позволяет столичным провайдерам вести массированную рекламную атаку, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Вид связи с перспективами

Кризис, многое изменивший в жизни страны, практически не сказался рынке интернет-провайдеров. Связь во все времена была той составляющей деятельности человека, от которой он отказываются в последнюю очередь. И современный вид связи – Интернет – не стал исключением: люди во время кризиса не снизили свои затраты на него. Для многих Интернет (и, соответственно, расходы на него) стали такой же неотъемлемой частью жизни, как, например, телефон или коммунальные услуги.

За этот год, по данным исследования фонда «Общественное мнение», количество россиян, регулярно подключающихся к Интернету, выросло на 6,2 млн человек или на 18,3%. А так называемое ядро интернет-пользователей, суточная аудитория глобальной сети, увеличилось почти на треть – на 34,1%. Быстрее всех прочих федеральных округов проникновение Интернета происходит в Сибири: здесь за год число пользователей сети выросло на треть.

По прогнозам аналитиков, уровень проникновения ШПД продолжит свой рост, который начался несколько лет назад и не остановился, несмотря на изменившиеся экономические условия. Так, в 2009 году, о чем свидетельствуют данные iKS-Consulting, это показатель в Москве составляет 75,4%, в российских регионах – 18,4%. Прогноз на 2010 год: уровень проникновения ШПД в столице – 81,2%, в регионах – 28%.

По итогам десяти месяцев этого года, темпы новых подключений замедлились, но не существенно. Продолжающееся развитие Интернета в регионах во многом объясняется снижением абонентской платы — ее локальные операторы стали корректировать, ориентируясь на столичные тарифы. В некоторых российских городах, далеких от Москвы, это уже привело к тому, что уровень проникновения в них сейчас вполне сопоставим со столичным. Безусловно, уменьшение абонентской платы привело к снижению ARPU, одного из главных показателей для интернет-провайдеров. Впрочем, увеличение абонентской базы компенсирует последствия этого процесса.

Как формировалась «тройка»

Несколько лет назад, в конце 1990-х – начале 2000-х годов такими же семимильными шагами, как сейчас Интернет, развивался другой сегмент телекоммуникаций – рынок сотовой связи. До кризиса 1998 года мобильная связь в России была услугой для «избранных», услугой элитарной: ей пользовались меньше 1% населения страны. В конце 90-х доходы населения уменьшились в три раза. Тогда казалось, что этот рынок не ждет ничего, кроме стагнации. И это в лучшем случае. Но все произошло с точностью до наоборот: за год число абонентов выросло вдвое. Такой неожиданный рывок вполне можно назвать чудом.

Рынок сотовой связи конца 90-х мало похож на настоящий. Но очень сильно напоминает нынешнюю ситуацию в сфере интернет-провайдинга. Крупные операторы редко выходили за пределы Москвы – по двум причинам. Во-первых, на рубеже веков в регионах и драться-то не за кого было – рынок еще не сформировался. Во-вторых, зачастую местные игроки попросту не пускали столичных конкурентов на свою территорию. Тогда в большинстве крупных городов были собственные лидеры, которые долгое время не сдавали свои позиции. Но операторы будущей «большой тройки» путем слияний и поглощений в течение нескольких лет, покупая локальных игроков, вытеснили местные компании с рынка. Если в 1999 году сотовый телефон был только у каждого сотого жителя страны, то сегодня на одного россиянина приходится примерно 1,3 sim-карты.

Сейчас совокупная доля операторов «большой тройки» (по количеству абонентов) на территории России – около 80%. Все остальное приходится на локальных операторов связи, которые не сдаются и «на местах» продолжают конкурировать с федеральными брендами.

Большой секрет для маленькой компании

Через несколько лет, по прогнозам аналитиков и участников рынка интернет-провайдеров, подобная ситуация сложится и в этом сегменте телекоммуникаций.

Но в нынешней ситуации судьба явно на стороне локальных провайдеров. В первую очередь потому, что быстрее Интернета по стране идет, разве что, «свиной» грипп. Люди, несмотря на кризис, подключаются к сети, и каждый из абонентов приносит Ethernet-провайдеру ежемесячно в среднем 300-500 рублей, в зависимости от региона. Тогда, когда вся мировая экономика дрогнула и потребительская активность стала стремительно снижаться, этот рынок был одним из тех, кто и в этих условиях сохранил стабильность.

Кризис и сегодняшняя ситуация на рынке – это возможность для локальных операторов небольших городов, пока федеральные провайдеры оптимизируют свои затраты в условиях кризиса и только изучают «почву» в городах с населением 200-300 тысяч человек.

Оказывать сопротивление крупным брендам (или представлять для них какой-либо интерес) можно. Но для этого нужны сформированная база абонентов и построенная инфраструктура. Сформированная база – это примерно десять тысяч абонентов, которых нужно подключить в течение ближайших двух-трех лет. Получается, 300-400 договоров в месяц – задача, которая при правильной организации процесса вполне по силам локальному провайдеру. Особенно если учесть, что в большинстве регионов есть потенциально лояльные им клиенты, которые готовы подключить у себя дома широкополосный доступ в Интернет.

Увеличение абонентской базы местному Ethernet-провайдеру в небольшом городе, не испорченном изобилием конкурирующих компаний, на протяжении двух-трех лет обеспечат интерес к этой услуге и отложенный спрос на нее. Десять тысяч клиентов для населенного пункта в 200-300 тысяч человек – это уровень проникновения примерно в 10-15%. Показатель весьма привлекательный для федеральных брендов, которые через два-три года свою стратегию региональной экспансии распространят как раз на эти небольшие населенные пункты.

Стоит учитывать и тот факт, что сейчас в регионах, особенно в городах с населением 200-300 тысяч человек, ARPU значительно выше, чем в столице. И чем дальше от центра, тем это заметнее. Например, в Магаданской области пользователи ежемесячно платят за Интернет чуть больше 1000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге – в два раза меньше.

К тому же в провинции нет такой жесткой конкурентной борьбы, как в крупных городах. Обычная ситуация, когда в городе работают два-три более-менее заметных провайдера. Это значит, что нет необходимости и с завидной регулярностью обновлять тарифные планы и снижать стоимость на свои услуги. Неискушенность абонентов в небольших городах и отсутствие выбора обеспечат интернет-провайдера стабильным доходом.

А когда в небольших городах начнет разворачиваться конкурентная борьба, у местных операторов будет два варианта, как выйти из нее победителем. Во-первых, продолжать бороться: при грамотной маркетинговой политике, достаточном количестве лояльных абонентов, постоянно развивающейся технической базе это возможно. Во-вторых, найти себе хорошего покупателя в лице федерального провайдера и полностью продать ему всю компанию. И тот, и другой вариант уже прошли свою проверку на рынке сотовых операторов. И тот, и другой вариант хранят в своей памяти истории успешных  и прибыльных сделок.

Интернет-провайдеры в регионах by

Возможно, вас также заинтересует:

  • http://tza.su/2010/12/24/vympelkom-idet-za-shpd-abonentami-v-sibir/ Вымпелком идет за ШПД абонентами в Сибирь | Телекомблог

    [...] мы и предполагали в ближайшие 2-3 года пройдет волна покупок сетей ШПД в [...]

При копировании материалов ссылка обязательна.