Операция «Кооперация»

Аналитика
Операторам пора скооперироваться

Наше время — время супергероев. Из года в год кинокомпании эксплуатируют тему заморских героев-одиночек из комиксов, способных решить любые мировые проблемы, и мы уже почти забыли классическую отечественную формулу, по которой «нормальные герои всегда идут в обход», — так что каждый у нас теперь выживает в одиночку и без поддержки, а если не выжил, то слабак и нюня.


С крупным бизнесом до поры было ровно так — каждый пыжился на не так уж и большой рыночной поляне и пытался обойти конкурентов как мог, углубляясь, расширяясь и заодно ставя другим палки в колёса. Так, на заре развития высоких технологий в стране, сотовые операторы, например, если не вредили конкурентам впрямую при установке оборудования, то всячески пытались помешать размещению такового в местах общего (для них самих и конкурентов) расположения — на стратегических высотках и в промышленных зонах, на арендованных землях, где вышку одного оператора арендодатель ещё дозволял поставить, но следующую конкурентам приходилось пробивать с боями и взятками. Друг другу мешали все, «случайно» калеча кабели недругов из «большой тройки» или подавая в суд от имени домовладельцев какой-нибудь халупы с последствиями якобы вредного облучения от новой вышки. Даже анекдоты на этот счёт у всех операторов были одинаковыми — в анекдоте таким страдальцам-домовладельцам представители засуженного оператора обычно отвечали: «То ли ещё будет, когда вышка действительно начнёт работать!». В Новосибирске я даже знаком с реальной такой историей от — к той базовой станции и тем домовладельцам потом водили экскурсантов и предлагали посмеяться вместе…

Когда закончилась борьба всех со всеми — трудно сказать. Наверное, тогда, когда упали денежно-заградительные барьеры для звонков между разными операторами, сдиравшими с «чужака» втрое. Или в тот момент, когда топ-менеджеры «большой тройки», успешно переманиваемые конкурентами и успевшие поработать во всех компаниях-операторах, вдруг осознали, как в популярной «пацанской» песне, что делить больше нечего и стрелять друг в друга не стоит — надо объединяться хотя бы там, где конкуренция только разоряет.

Первыми объектами совместной работы стали телекоммуникационные вышки — те самые многомиллионные затратные исполины, которых, благодаря вечно недовольным качеством связи потребителям, всё время не хватало, потому каждый оператор тратил большую часть своих средств на вот такую громоздкую инфраструктуру. После применения новых методов сотрудничества по совместному возведению новых вышек и позволению присоединяться к старым, более половины, по оценкам операторов, объектов стали «кооперативными», общего использования, что сэкономило МТС, «ВымпелКому» и «МегаФону» сотни миллионов рублей, а потребителям позволило получить более качественную связь в кратчайшее время, не дожидаясь установки собственных вышек каждого оператора, — как потребитель, я и сам почувствовал это на себе, когда мои друзья перестали бегать к окнам квартиры моего не слишком доступного для сигналов первого этажа и трясти своими мобильными телефонами у карниза, в надежде увидеть хотя бы пару штришков в правом углу экрана, обозначающих более-менее приемлемую связь.

Приблизительно в то же время перестали воевать и ритейлеры, которых те же операторы ранее провоцировали на продвижение продаж собственных контрактов, препятствуя продажам контрактов конкурентов.

Далее была попытка объединиться для получения от продавца более интересных предложений по закупке эпловской продукции, потом — по выведению за корпоративные рамки служб технической поддержки — зачем содержать оперативные службы с ремонтными рабочими каждому оператору, если вышки теперь общие и обслуживать их может краудсорсинговая компания, за редким исключением.

В наше время «большая тройка» заказывает гаджеты под собственным брендом у одних и тех же азиатских производителей и использует одно и то же программное обеспечение, берёт друг у друга (в рамках дружеского заимствования, конечно) лучшие идеи для интерфейсов личных кабинетов (справедливости ради скажу, будучи многолетним и верным пользователем МТС — у «Билайна» личный кабинет на данный момент самый интуитивно понятный, после недавних улучшений) и недалёк тот день, когда внешние различия между операторами перестанут быть различимыми, и останется только разница подходов к новшествам и обновлениям. Так, например, «Билайн» считает, что время LTE ещё не пришло: нет ни достаточного количества устройств, работающих в этих сетях, ни достойных отработанных технологий. Поэтому, мол, лучше заняться отработкой существующего 3G, чем бросаться за неизвестным. «МегаФон» же и МТС, начавшие с пары устройств, годных для работы в 4G-сетях, не теряют времени и используют качество тамошней связи в качестве имиджевого — пока что, по-крайней мере, — проекта. Потребитель, конечно, ворчит, что в центре современного областного или краевого центра связь и без того хороша у любого оператора, хоть смотри телевидение высокого разрешения, все 40 Мбитсек тебе в помощь, а чуть шагни в сторону — и на оживлённой трассе, тянущейся до крупнейшего пригорода, как между тем же Новосибирском и Колыванью, старейшим райцентром области, всего в паре десятков километров от окраины, связи как не было, так и нет — не только «джи», но и обычной мобильной, не до жиру и Интернета, нам бы просто дозвониться до ребёнка в здешнем пионерлагере, что не всегда возможно, — ветром эти самые «джи» уносит, что ли…

Тем временем, пока «старейшие» операторы устраивались поудобнее и объединялись, появились новые игроки — от нишевых до полугосударственных, вроде «Ростелекома». И уже они делают попытки зайти в регионы с новыми предложениями разной степени привлекательности для потребителя. Где-то, как на востоке страны, они пытаются воспользоваться нерасторопностью проверенных операторов — пока, например, «МегаФон» налаживал здесь LTE, с ошибками и набиванием шишек, «Ростелеком» уже попытался заявиться с сетью UMTS. Насколько успешно — покажет время.

Есть регионы, где присутствие именно государственного оператора облегчает задачу остальным. Ведь странно считать регион подключённым к новыми технологиям, когда огромные его пространства оказываются лишёнными не только Интернета, но даже обычной в наше время мобильной связи, как это происходит в Бурятии, где сопки и горные ущелья мешают проникновению сотовых операторов и Интернет-провайдеров, которыми в новых экономических условиях нынче стали те же операторы, в отдалённые районы. С точки зрения экономики, тянуть за многие сотни километров оптико-волоконную линию в такой район, где живёт всего несколько сотен человек — невыгодно и заранее убыточно для любого смельчака. В таких случаях и срабатывает тот факт, что государственная компания в ответе за всё — и, невзирая на издержки, тянет «Ростелеком» в посёлок с труднопроизносимым названием волокно — такова уж их социальная миссия, как представителей государства.

Но если после таких историй покажется, что социалка — дело только лишь государственных структур, а насквозь коммерческие и частные операторы заняты лишь выбиванием трудовой капиталистической копеечки у пользователей и потребителей, то нужно сказать, что всё это так, но с оговорками. Скажем, социально значимый проект об интернетизации всех школ стал с одной стороны нагрузкой для «Ростелекома», с другой же — неплохим и стабильным заработком. А когда выяснилось, что мало подключить минимально необходимый школе, по тому самому проекту, 1 Мбитсек, надо ещё как-то умудриться «раздать» этот самый мегабит тридцати первоклашкам, которые не понимают, почему у них нет связи на казённых или собственноручно купленных родителями гаджетах, — вот тут пришлось поработать и частным операторам и провайдерам; именно так несколько школ в Новосибирской области получили дополнительные мегабиты от провайдера «Дом.ru» — не бесплатно, конечно, но по вполне щадящим тарифам.

Кстати о щадящих тарифах — уже, наверное, половина провайдеров подключает к Интернету социально незащищённые слои населения за сущие копейки — пусть с ограниченной скоростью, но позволяющей просматривать почту, следить за новостями и даже неторопливо скачивать любимые сериалы — при скоростях до того же 1 Мбитсек ни один оператор на таких потребителях не разорится, зато уж точно поправит имидж.

Говоря о кооперации, уже сейчас можно спрогнозировать, что операторы будут всё больше и больше сливаться (пусть и не в экстазе) и объединять свои сервисы, приводить их к единым стандартам, в результате чего мы, потребители, получим такое же стандартное — только уже стандартно хорошее — качество.
А потребитель в моём лице на этих строках готов закончить свою иллюстрированную заметку о печах, одобрительно посматривая на помогавшие мне в этот вечер гаджеты: исправно раздающий Интернет и чуть нагревшийся 4G-роутер от «МегаФона» и билайновский телефон, с которого я дозванивался до экспертов связи для уточнения некоторых технических вопросов; телефон при этом был оплачен со сбербанковской карты с телефона МТС, а сразу же после написания заметки я собираюсь посмотреть пару серий популярного сериала, одну из которых я скачал у местного провайдера, «Новотелекома», а вторую, мне сказали, можно найти у провайдера федерального, «Дом.ru», — вот она, настоящая кооперация.

Да здравствует кооперативное движение!

Операция "Кооперация" by

Возможно, вас также заинтересует:

При копировании материалов ссылка обязательна.